Велосипед, как и любое средство передвижения, должен быть оборудован исправными тормозами. Видов велосипедных тормозов несколько. Различаются они по конструкции. Раньше велосипедные тормоза встраивались во втулку заднего колеса (втулка "торпедо"). Торможение происходило при вращении педалей в обратную сторону. Такие тормозные системы используются и в настоящее время. Устанавливается втулочный тормоз на городские одно- или многоскоростные велосипеды с планетарными втулками, на складные и многие другие односкорстные велосипеды. Он защищён от грязи корпусом втулки и мало изнашивается. К отрицательным качествам такой тормозной системы относится то, что её можно установить не на любой велосипед и только на заднее колесо. К тому же, при долгом торможении втулочный тормоз может перегреться и прийти в негодность. Ремонт такого тормоза требует выполнения сложных операций по разборке и сборке втулки.
Более редкий вариант велосипедного тормоза - барабанный втулочный, напоминающий автомобильный. Конструкция таких тормозов представляет собой барабан, вращающийся вместе со втулкой, тормозные колодки закреплены на неподвижной внутренней части. Ставить его можно не только на заднее колесо, но и на переднее. Привод такой тормозной системы - тросиковый. Ставят барабанный тормоз и на бесприводные велосипеды. Положительное качество такого велосипедного тормоза в том, что он полностью защищён от грязи, так как находится внутри втулки, но вместе с тем он громоздок и тяжёл.
Многоскоростные велосипеды с внешними переключателями передач оборудуются ободными тормозами, так как использование цепного привода здесь невозможно. Такие тормоза устанавливают на шоссейные велосипеды, туринги, гибриды, вседорожники, горные и на некоторые многоскоростные городские велосипеды. В ободных велосипедных тормозах тормозные колодки, которые закреплены на подвижных рычагах, прижимаются к боковым поверхностям обода. Есть несколько разновидностей ободных велосипедных тормозов. Это клещевые и консольные тормоза. Вначале клещевые велосипедные тормоза имели один поворотный шарнир на оба рычага, который находится на коронке вилки или перемычке рамы. Затем такие тормоза стали делать с двумя шарнирами, разнесёнными по сторонам, благодаря этому удалось оптимизировать направление движения тормозных колодок, так как оно теперь направлено перпендикулярно поверхности обода. В консольных ободных тормозах тормозные рычаги направлены вверх и устанавливаются на перьях вилки ниже обода. Отрицательная черта консольного велосипедного тормоза то, что тормозные колодки движутся не перпендикулярно ободу колеса, а под углом 30-40 градусов. Это вынуждаетя часто регулировать колодки по мере их износа. В моделях велосипедов для триала используются U-образные консольные тормоза. Блокировка колеса происходит при надавливании на тормоз сверху. К консольному типу относятся также кантиливерные тормоза и тормоза v-brake. У кантелеверного тормоза приводной тросик раздвоен и подсоединяется сверху. Отдельно можно выделить наиболее совершенную и распространенную модификацию консольных тормозов - это так называемые тормоза v-brake. Их конструкция позволяет снизить усилие на ручке тормоза и ход колодок, но в то же время такой тип более чувствителен к деформациям обода. Наиболее совершенный вариант ободного велосипедного тормоза - гидравлический ободной тормоз. Его отличительной чертой является отсутствие тормозных рычагов. Такой тормоз намного мощнее, но и стоит дороже из-за требующихся для него специальных колодок.
Более усовершенствованный вариант велосипедного тормоза - дисковый тормоз. Конструктивно он состоит из диска, закреплённого на втулке колеса и установленного на вилку или перья рамы суппорта (калипера). Колодки таких тормозов абразивные и имеют большую силу торможения, а также имеют длительный срок службы. Они не требуют частой регулировки. Дисковые тормоза бывают гидравлические, механические и гибридные. Если Вы располагаете достаточными финансовыми возможностями и привыкли к экстремальному катанию, то лучше всего для вашего велосипеда подойдут гидравлические дисковые тормоза. Для тех, кто предпочитает длительные туристические поездки - лучший выбор - механические и гибридные тормоза, которые надёжны, а в случае поломки легко ремонтируются в полевых условиях. Дисковыми тормозами оборудуются горные велосипеды высокого класса. Если на Вашем велосипеде установлены именно такие тормоза, то мощность торможения у него увеличивается, при этом влияние загрязнённости ободов минимальна. С дисковыми тормозами обод колеса при торможении не изнашивается. Благодаря тому, что дисковые велосипедные тормоза крепятся прямо на втулку, они не боятся восьмёрки колеса и требуют минимальной настройки. Но такие тормоза имеют больший вес и значительно дороже обычных ободных. Также, к отрицательным качествам дисковых велосипедных тормозов относится то, что для дисков требуются специальные втулки с креплениями и специальные узлы крепления тормоза на вилке и задних перьях велосипеда.
Приводы тормозных систем велосипедов бывают механическими (цепь или тросик) и гидравлическими (шланги, заполненные маслом или тормозной жидкостью). Бывает и комбинированный вариант привода. Преимущество гидравлического привода заключается в том, что он передаёт тормозное усилие с ручки к колесу почти без изменения. Но такой привод имеет и ряд существенных недостатков. Он тяжелее тросикового, в силу сложности конструкции его не так легко отремонтировать в полевых условиях. Используемые в гидравлическом приводе тормозные жидкости ядовиты и разлагают пластики, резину, лакокрасочное покрытие. Некоторые производители таких приводов используют по этой причине вместо тормозных жидкостей минеральные масла.
Цветков С.А.
Вам
понравилась статья? Оставьте свое мнение о статье и о сайте.
Ссылка на статью: Ссылка для сайтов и блогов: Ссылка для форумов:
При полном или частичном размещении наших статей на своих ресурсах, обязательно поставьте активную ссылку на источник.
Мы отслеживаем, нарушение авторских прав в отношении наших материалов и пользуемся услугами юридической фирмы.